Aries 77 Жалоба Опубликовано 30 марта, 2009 Российские операторов связи предлагают сервисы местоопределения абонента без использования спутниковой навигации вот уже около семи лет. В основном этой услугой пользуются корпоративные пользователи (отслеживание транспорта и сотрудников) - определенной популярностью у "частников" она стала пользоваться только после небольших обучающе-рекламных кампаний, которые операторы вели, в основном, в киберпространстве. Подобные сервисы вполне хорошо справляются с определением текущего местоположения абонента, кроме того, есть возможность дистанционно "присматривать" за своими детьми. Отметим, что услуги определения местоположения у сотовых операторов развиты крайне непропорционально. К примеру, "ВымпелКом" и "Скай Линк" полностью выпадают из нашего обзора, поскольку эти два оператора подобные сервисы для частных абонентов не предлагают. Мы рассмотрим только решения, которыми пользуются абоненты МТС и "МегаФон". Факторы роста Услуги точного определения координат на местности возникли в нашей стране много лет назад - для этого военные запускают специальные спутники, которые указывают владельцам специальных приемников их точные координаты на местности. И сейчас все баллистические, крылатые ракеты, атомные подводные лодки, а также стратегические ракетоносцы и, конечно, группы спецназа пользуются именно этими системами. Однако если сейчас подобные устройства компактны, недороги и просты в эксплуатации, то еще несколько лет назад они представляли собой специализированную технику, дорогую и достаточно сложную для освоения. Для гражданских нужд необходимо было что-то более простое в эксплуатации и обслуживании, без секретных составляющих, более дешевое по цене и обладающее достаточно дружелюбным интерфейсом. Реализация таких сервисов стала возможной с появлением сотовой связи - не понадобились никакая орбитальная группировка, нужны были только базовые станции сотовой связи и соответствующее программное обеспечение. Развивать новые скоростные беспроводные сети без дополнительных сервисов не удавалось еще ни одному оператору мобильной связи в мире. Именно поэтому кроме "чистого" доступа в интернет провайдеры сотовой связи активно стимулируют использование абонентами дополнительных услуг, которые могут повысить "индекс инноваций". Одним из таких популярных сервисов (наряду с социальными сетями, пользовательским контентом, интернет-пейджерами для передачи мгновенных сообщений и видеозвонками), по мнению ABI Research, являются LBS (Location-Based Services - сервисы, использующие данные о текущем местоположении абонента). Использовать услуги на основе LBS может практически каждый абонент - они не сложнее web-сервисов и не требуют установки какого-либо дополнительного ПО. В системах LBS для определения местоположения активного терминала используются преимущественно ресурсы беспроводных сетей. Для этого обычно не требуется дополнительное оборудование, поскольку LBS - это программное решение, поддерживаемое как современными, так и старыми моделями сотовых телефонов. Для определения положения радиопередающего устройства могут быть использованы три основных параметра радиосигналов. Это их амплитуда в месте приема, направление прихода и время задержки при распространении. Амплитуда принимаемых сигналов способна характеризовать расстояние между передатчиком и приемником. Однако на практике уровень сигналов мобильного телефона в месте приема зависит от столь большого числа причин, что в большинстве случаев не может обеспечить требуемую точность определения места и используется в качестве вспомогательного параметра. Направление прихода сигналов может автоматически определяться, например, по различию фаз сигналов на элементах антенной решетки, установленной на базовой станции сотовой сети. Пересечение пеленгов из двух (или большего числа) мест обеспечивает (с определенной точностью) определение положения мобильного телефона. Задержка сигналов при распространении может быть также использована при решении задачи позиционирования. При точно известном моменте времени передачи радиосигналов, измеряя время их прихода в приемник базовой станции, можно вычислить расстояние от мобильного телефона до базовой станции при условии жесткой временной синхронизации (желательно до долей микросекунды) всех элементов системы. Именно эта технология позиционирования сотовых телефонов легла в основу большинства применяемых в настоящее время систем местоопределения. Однако пока услуги на базе мобильного позиционирования (LBS) ограниченно годны для нужд маркетинга - сейчас с их помощью можно делать игры, но нельзя реализовать сервис, при котором абонент проходил бы мимо магазина, и ему на сотовый телефон приходило бы сообщение о том, что в данном магазине проходит распродажа, и для того, чтобы принять в ней участие, абоненту достаточно повернуть направо. Возможно, в будущем точность LBS повысится, и подобные сервисы начнут работать, но сейчас их проще реализовать на основе протокола Bluetooth. Еще один интересный рынок - это специальные проекты. К примеру, услуги определения местонахождения абонента оказываются очень полезными при поиске пострадавших или обратившихся в службу спасения. В случае коммерческого применения технологий позиционирования, решается более широкий круг задач, связанных, например, с ориентированием на незнакомой местности. Чаще всего информация предоставляется абоненту в виде точки или маршрута движения на фрагменте географической карты. Кроме того, многие операторы США, Европы и России активно используют сервисы на базе LBS-технологий для контроля за детьми. Перспективы LBS вполне очевидны. На рынке для частных пользователей это, в основном, справочные услуги, службы знакомств и дисконтные системы для отелей, ресторанов и магазинов. Также интересны приложения, ориентированные на конкретные группы пользователей: ими вполне могут стать более развитые традиционные услуги - такие как информация о пробках на дороге, путешествиях, управление ежедневным расписанием, пересылка сообщений и т.п. "Мне сверху видно все" Для частных пользователей определение координат с помощью сотовой сети - вполне известная услуга. Компания "МегаФон-Москва" создала в столице диспетчерскую систему WebLocator еще в декабре 2002 г. А уже через месяц свою систему навигации и телематики запустила в коммерческую эксплуатацию дочерняя структура "Мобильных ТелеСистем" - ОАО "МТС-П". В настоящий момент у этих двух операторов связи существует целый комплекс подобных услуг для различных групп абонентов. На портале МТС-Поиск все сгруппировано по принципу "все-в-одном" - по адресу mpoisk.ru можно найти несколько услуг, связанных с LBS - они разбиты на четыре основные части. Это "Мои друзья" с единственным сервисом "Локатор" (самый давний и наиболее проработанный у компании), "Дети и родители" - тоже один сервис под названием "Ребенок под присмотром". Есть раздел "Мой автомобиль", где кроме "фоновых" слоев "Заправки" и "Автоцентры" можно найти также "Пробки". Ну и, общий раздел "Мой город", куда поместилось все, что не относится к вышеуказанным разделам. Здесь есть общие сервисы типа "Ваша Погода", "Экомониторинг", и "точки интереса" - "Аптеки", "Банкоматы и банки", образно названный подраздел "Есть, пить", а также "Кинотеатры и фильмы". Общий смысл достаточно простой - пользователь определяет свое местоположение и, в зависимости от подраздела, получает целеуказание на близлежащие точки сервиса. В целом, достаточно удобно - видно даже расстояние "по прямой". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты