Авторизация  
papuas

Если ты такой умный, почему ты не богатый?

Рекомендуемые сообщения

papuas    671

U1-1201124716.jpg

 

Всем известна американская народная мудрость: если ты такой умный, почему ты не богатый? В нашей стране к ней не принято относиться всерьез — мало кто из выдающихся ученых разбогател благодаря своим достижениям, а в школе вообще проходят пьесу Грибоедова «Горе от ума».

 

 

Два американских ученых из Иллинойса — Гаррет Джонс и Джоел Шнейдер — показали, что народная мудрость имеет прямое отношение к действительности. Если мы говорим не об отдельных людях, а о целых нациях, складывается следующая картина: чем выше средний уровень IQ в стране, тем выше годовой доход на душу населения! Такой тезис не встречает неприятия у наших сограждан — в обиходе можно часто слышать «китайцы — умные» или «русские — дураки». Последнее утверждение как раз неверно, об этом мы поговорим позже.

 

Для американского же читателя вывод Джонса и Шнейдера звучит скандально. Показатель IQ (intellectual quotient), отражающий способность человека решать определенные задачи за ограниченный период времени, имеет неполиткорректно разные значения у разных групп населения.

 

Использование показателя IQ при заполнении вакансий давно вошло в практику американских работодателей. Американская психологическая ассоциация официально признала, что уровень IQ хорошо объясняет, почему одни школьники успевают лучше других. Считается, что значение IQ позволяет предсказать, насколько успешно школьник справляется с типичными задачам, которые ставят перед ним сначала образовательная система, а затем и другие социальные институты общества. Однако область применения подобного подхода сознательно ограничивается: он используется для работы с индивидуальными значениями показателя интеллекта отдельных людей. Обобщения результатов измерения IQ, тем более сделанные для групп населения, выделенных по экономическим или национальным признакам, как правило, не приветствуются в либерально настроенных академических кругах. Еще в 1969 году американский психолог Артур Йенсен стал изгоем за статью, в которой объяснял различие между успеваемостью белых и чернокожих студентов разницей в их IQ, обусловленной наследственностью и средой. Последующие работы других исследователей выявили правоту Йенсена: среднее значение IQ чернокожих школьников статистически достоверно меньше, чем белых. Разница составляет около 15 пунктов. Мало того, если белых разделить на группы — евреев-ашкенази и нееврейское население, — IQ первых оказывается еще выше! Разница небольшая, но статистически значимая.

 

Умственное превосходство евреев научная общественность приняла довольно спокойно. Объясняется оно традиционно высоким авторитетом книжной учености в еврейских общинах. Богатый человек стремился выдать свою дочь за юношу, достигшего больших успехов в изучении Торы. При общей бедности, в которой жили евреи, черты оседлости, потомки «ученого зятя» имели больший шанс выжить, чем дети его одноклассников, менее преуспевших в изучении священных текстов. Кроме того, возможен эффект «IQ-зависимой смертности», когда более сообразительная и находчивая молодежь имела больший шанс избежать насильственной смерти и передать свои гены потомкам.

 

Ситуация с чернокожим населением и его IQ вызвала гораздо больший общественный резонанс. Научная общественность немедленно разделилась на два лагеря — сторонников генетического и сторонников социоэкономического объяснения наблюдаемых различий.

 

Разгоревшаяся дискуссия обнажила многие слабые места теста на интеллект, особенно его вербальной части. Ведь язык тестов, язык белых американцев, отличается от языка чернокожих — так объясняли отличия негров от белых «социоэкономисты». Нет, возражали им «генетисты», наибольшие различия наблюдаются как раз в тестах на выполнение действий, в которых не требуется языковых навыков. Приемные чернокожие дети, воспитывающиеся белыми родителями, показывают более высокие значения IQ, чем чернокожие дети, живущие со своими биологическими родителями, — казалось бы, это подтверждение определяющей роли среды. Однако белые дети, живущие со своими белыми родителями, все равно в среднем «умнее». Сторонников «социокультурного» объяснения обвинили в том, что их либеральная идеология лишает их возможности смотреть в глаза фактам, тогда как «генетисты» оказались расистами и реакционерами, которые сознательно или бессознательно хотят дискриминации этнических меньшинств.

 

В общем, итогом этой дискуссии и стало молчаливое соглашение не поднимать вопрос о существовании межгрупповых различий по показателю интеллекта.

 

 

Странный расизм

 

Политкорректный заговор молчания нарушил в 2004 году финский экономист Тату Ванханен, отец премьер-министра Финляндии Матти Ванханена. В интервью Helsingin Sanomat он заявил, что основной причиной бедности африканских стран является низкий умственный уровень населения. «Если у финнов средний IQ — 97, то в Африке он находится между 60 и 70», — конкретизировал свою мысль Ванханен-старший и предположил, что жителям Черного континента было бы лучше, если бы ведущие экономические позиции в африканских странах заняли европейцы, американцы или азиаты. Финское бюро расследований даже подумывало о том, чтобы завести против старика уголовное дело, но потом скандал благополучно замяли.

 

За высказываниями Ванханена стояло серьезное исследование. В соавторстве с профессором психологии Ольстерского университета Ричардом Линном в 2002 году он выпустил монографию «IQ и богатство наций». Авторы постулировали, что уровень национального богатства (ВВП на душу населения) обусловлен прежде всего уровнем интеллекта населения, который они предложили оценивать по результатам тестов IQ. Ванханен и Линн составили сводную таблицу показателей средних IQ для 81 страны мира. Для 104 стран, по которым данные о тестах IQ отсутствовали, профессора использовали довольно «изощренные» процедуры: например, за IQ жителей Сальвадора (84) они взяли арифметическое среднее соседних Гватемалы (79) и Колумбии (88).

 

Поскольку межрасовая разница в IQ воспроизводится из поколения в поколение, как и расовый состав наций, доказывали Ванханен и Линн, современный разрыв в уровнях богатства между странами сохранится и в будущем, невзирая на любые меры финансовой или иной помощи отсталым, прежде всего африканским, странам.

 

Таблицы и графики в книге Ванханена и Линна выглядели вполне убедительно, но это не спасло их от разгромной критики. На вид профессорам ставились многочисленные «ляпы» (например, «усредненные» результаты тестов IQ зачастую были получены по различным методикам) и «нестыковки» (многие «нации» неоднородны этнически, а значит, генетическая наследственность не может объяснить интеллектуальный уровень таких «сложносоставных» стран).

 

В ответ на упреки в реабилитации расизма Ванханен доказывал, что этическая обязанность богатых интеллектуально одаренных наций — оказывать финансовую помощь бедным точно так же, как богатые граждане обязаны помогать обездоленным соотечественникам.

 

Этот тезис никогда и не подвергался сомнению. Нападки вызвало другое: Ванханен предложил не «помочь материально», даже не «учить жить», а прямо помочь «умными управляющими». Давно известно, что мало кто считает себя недостаточно умным — все огорчаются тем, что им не хватает денег. Намек на взаимосвязь этих обстоятельств в масштабах целых стран заслуживает самых страшных упреков, расизм здесь — просто политкорректный синоним непечатных слов.

 

Странно обвинять финна Ванханена в расизме, ведь в его картине мира самыми интеллектуально одаренными оказались пять стран Восточной Азии — Гонконг, Южная Корея, Япония, Тайвань и Сингапур. А будущими «звездами» мировой экономики станут «умные» страны, чей потенциал сдерживался неправильными политическими системами, — Россия, Польша, Китай и Вьетнам.

 

В научном мире эта теория была встречена с прохладцей. Как резюмировал Томас Фолькен из Цюрихского университета, «авторы путают IQ с человеческим капиталом».

 

 

Сначала надо поумнеть

 

Два ученых из Иллинойса внимательно изучили все претензии к таблицам Ванханена — Линна и признали заслуживающими доверия данные по IQ 70 стран. Затем Джонс и Шнейдер приняли на вооружение выкладки профессора Колумбийского университета Хавьера Сала-и-Мартина — тот в 1997 году выпустил статью под веселым названием «Я всего-то просчитал два миллиона регрессий...», в которой исследовал, как связана динамика экономического роста и нескольких десятков переменных, ассоциируемых с качеством человеческого капитала.

 

Скрестив Ванханена с Сала-и-Мартином, Джонс и Шнейдер оставили в списке всего 51 страну (Россия в него не попала из-за проблем с методикой). Затем просчитали 1330 регрессий и нашли, что взаимосвязь IQ с экономическим ростом статистически значима на уровне 95 процентов в 99,8 процента последовательностей.

 

Как критерий, объясняющий динамику национальных экономик, IQ успешно проходит тест на надежность методом Байеса и предельных границ Лимера. Этот показатель оказывается более надежным выражением человеческого капитала, чем среднее время, которое население страны тратит на учебу, или уровень охвата детей школьным образованием. Увеличение среднего IQ у населения страны на 1 пункт ведет к устойчивому увеличению темпов экономического роста на 0,11 процента в год.

 

«Теперь на вопрос политиков: «Какой показатель нужно максимизировать ради увеличения человеческого капитала?» экономисты должны отвечать: «Средний национальный IQ», — резюмируют Джонс и Шнейдер.

 

Итак, скрупулезный статистический анализ Джонса и Шнейдера не только реабилитирует результаты Ванханена, но позволяет в новом ракурсе рассматривать независимые данные о влиянии питания на показатель IQ. Оказалось, что IQ снижается из-за недостаточности белкового питания в первые два года жизни. Питание в более старшем возрасте не оказывает такого заметного влияния. Можно сказать, таким образом, что основа интеллектуального капитала нашей страны — не система начального и среднего образования, а молочные кухни! Конечно, такой вывод, кажущийся парадоксальным, не учитывает того, что родители, не способные прокормить своих детей в первые два года их жизни, вероятно, не будут обращать большого внимания на их школьную успеваемость. Хотя в пользу причинной зависимости успехов в учебе от питания в младенчестве говорит тот факт, что именно в первые годы жизни мозг растет наиболее интенсивно. В это время формируется архитектура нейронных сетей — того механизма, который позволит в будущем человеку решать задачи. Чем сложнее нейронная сеть, тем больше ее возможности.

 

Осталось понять, как максимизировать средний национальный IQ. Из работы Джонса и Шнейдера следует, что на богатство нации мало влияет охват населения начальным школьным образованием или время, затраченное населением на получение образования. Если их выводы верны, то для борьбы с хронической нищетой в отсталых странах и диаспорах с низким уровнем жизни, помимо ликвидации безграмотности, могут оказаться эффективными такие меры, как улучшение младенческого питания, введение в рацион детей йодированной соли и других питательных элементов. Можно также предположить, что без подобных программ никакая массированная финансовая помощь странам и семьям не даст устойчивых результатов.

 

 

В настоящее время в России проблема задержки умственного развития детей из-за хронического недоедания в младенчестве стоит не так остро, как в десятках слаборазвитых стран. И средний IQ у нас вполне на уровне. Значит, по Ванханену, подъем экономики надо начать с преобразования неэффективной политической системы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О, Император!...

Ave, Papuas!

Morituri re salutant!

Мне всегда было интересно, как простой смертной, кто задается такими вопросами, о взаимосвязи финансов и веса серого вещества...

Окончательного ответа нет, я еще в поиске, но Вы, Уважаемый, добавили еще один пункт в моей статистике...

По Вашим статьям, вывод один:

Если в кране нет воды - значит выпили жиды?

Не могу понять тогда Вас, Император, где ж свобода мысли и чем ЛИЧНО ВАМ так насолила библейская нация....Вас обокрали евреи и Вы на паперти, с вечно протянутой рукой?...или...Уровень Вашего ISQ ниже, чем у соседа-еврея?...

Я не верю в национальный уровень ISQ...даже член сообщества племени мамбу-тамбу, не показатель...

В настоящее время в России проблема задержки умственного развития детей из-за хронического недоедания в младенчестве стоит не так остро, как в десятках слаборазвитых стран.

А проблема малой рождаемости в РФ, по Вашему, от того, что в правительстве кто-то, вроде Фрадкова?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  
    • 5 Ответов
    • 33 Просмотров
    • 1 Ответов
    • 69 Просмотров
    • 18 Ответов
    • 175 Просмотров
    • 3 Ответов
    • 162 Просмотров
    • mkmc
    • mkmc
    • 4 Ответов
    • 160 Просмотров