Историческая справка
Скинхеды (skinhead — голая, бритая голова) впервые появились в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании. Это неформальное движение рабочей молодежи носило классовый характер, о чем свидетельствует девиз первых бритоголовых: «Fight for your class, not for your race!» — «Борись за свой класс, а не за расу!». Говорят, среди тех скинхедов встречались даже чернокожие. Приверженцы нового движения бунтовали против властей, перманентно «разбирались» с хиппи, но главными их врагами стали иммигранты из бывших британских колоний — Индии и Пакистана. Страна проводила политику открытых дверей, и наплыв дешевой рабочей силы сбил цены на рынке труда и спровоцировал безработицу среди местного населения.
Внешний облик скинхеда образца 1969 года не предусматривал особенной символики; бритье наголо было скорее функциональным — чтобы не схватили за волосы в драке. Черные кожаные куртки-бомберы и высокие армейские ботинки стали неотъемлемыми атрибутами скинов позже — в конце 70-х. Именно тогда на движение бритоголовых органично наложились неонацистские веяния. Говорят, «истинные скинхеды» называли неонацистов «boneheads» — остолопами. Тем не менее, нацистские символика и идеология прижились в скинхедской среде и со временем стали доминирующими. Движение охватило Европу, Америку, Австралию. Возникли организации «British Hammer Skins», «Blood and Honour» и др. В начале 80-х появились музыкальные скин-группы.
В России скинхеды появились в начале 90-х годов. Основные организации русских скинов — «Объединенные бригады» и филиал международной «Крови и чести». Бритоголовых много в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде и других крупных городах страны. Движение идеологически и финансово поддерживают ультраправые политические силы, издается пресса для скинхедов: журналы «Русский хозяин», «Под ноль», «Отвертка». Российские бритоголовые слушают музыку групп «Коловрат», «Радегаст», «Русское гетто».
Еще лет пятнадцать назад, узнав из прогноза погоды в программе «Время», что в Москве идет снег, украинцы не сомневались: через день-другой похолодает и у нас. Теперь в независимом государстве мы вроде бы имеем собственную погоду, но общая тенденция сохранилась. С опозданием на год-другой из России докатываются до Украины новые направления в моде и шоу-бизнесе, производственные ноу-хау и политтехнологии… Уровень местного исполнения обычно варьируется от «как лучше» до «как всегда».
20 апреля нынешнего года представители неславянского населения Москвы — от беженцев и нелегалов до респектабельных студентов Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы — смирно сидели по домам и общежитиям. Столица праздновала день рождения великого фюрера Адольфа Гитлера. Уже не первый год именно в этот день любят продемонстрировать, кто есть кто, поборники белой расы, они же солдаты Четвертого рейха, они же простые русские скины. Погромы, избиения, убийства…
В России масштаб скинхед-движения исчисляется десятками тысяч человек, и эти ребята не только доставляют немало хлопот местным правоохранительным органам, но и сеют в обществе реальные тревогу и страх. А ведь совсем недавно, еще в конце 90-х, комментируя ситуацию дотошным журналистам, московские милицейские начальники говорили: дались вам эти скинхеды, это всего лишь своеобразная молодежная субкультура, вроде байкеров или хиппи…
В Украине сегодня не так-то просто встретить на улице живого скинхеда. Но, тем не менее, они у нас уже есть. И кто знает, в какую сторону переменится погода через год-другой?
В Центре общественных связей МВД Украины слово «скинхеды» не вызвало никаких ассоциаций. Я перевела: «бритоголовые», и мне официально сообщили: «Да, есть отдельные личности среди футбольных фанатов. Но ярко выраженных группировок, которыми стоило бы заняться, у нас нет». А неофициально добавили примерно следующее: проблемы не существует, но она появится, если вы, журналисты, будете много об этом писать.
Позволю себе не согласиться с утверждением, что все зло в мире от телевидения и прессы. Однако некое рациональное зерно в подобных упреках есть, потому я и решила оставить за кадром практически весь массив собранной информации о скинхедских символике, музыке и обрядовых действах. Кому надо, без особого труда разыщет эту информацию сам. В том-то и вопрос, кому это надо. Что представляют из себя эти люди, как случилось, что они появились в Украине, и насколько грозной силой могут стать в будущем?
Простой украинский скинхед
На вид — обычные молодые ребята, никакого «особенного блеска в глазах». Одеты в черное, но не особенно стильно: многие в кроссовках, в растянутых футболках и ветровках, довольно убого украшенных матерчатыми нашивками или значками со свастикой; кое-кто с достаточно заметной шевелюрой. С готовностью идут на контакт, демонстрируя немалую идеологическую подкованность, наивную убежденность в собственной правоте и отсутствие сомнений в отношении «кровных врагов».
— Как ты стал скином?
— Я? Я раньше был нацпанком. А потом со стариками из скинов познакомился, начал общаться…
— И что тебе у них понравилось?
— Движение вообще правильное. Оно появилось в Англии в 1969 году от того, что очень много всяких людей приезжало, дешевой силы. Нормальным людям не было работы. Так и у нас в Украине заполоняются рынки всякими узкоглазыми, жидами. Получается, нету нормальным людям работы. Тем платят меньше денег, а нашим надо больше, и наших, получается, никуда не берут.
— Ты где-то учишься, работаешь?
— Учусь в заочной школе, а работаю в гараже механиком.
— И тебе очень мешает конкуренция иностранцев?
— Пока у меня все нормально, а до этого я пытался на рынок устроиться, а не пустили, потому что там одни узкоглазые работают и чурки. Они приезжают со своим товаром, не дают нашей украинской продукции развиваться. И не только в том смысл, в рабочих местах. Наркотики! Семьдесят процентов приезжих грузинов торгуют наркотиками. И чечены всякие.
— И что вы предлагаете?
— Мы предлагаем их выгнать со страны. Не уедут по-хорошему — можно и по-плохому! Мы, кстати, так и делаем.
— Вас вообще тут сколько?
— Много по всему Киеву. В каждом районе есть свои скины. С разных частей города приезжают…
«По нашим данным, в Киеве насчитывается примерно 200—250 молодых людей, —сообщил начальник Центра общественных связей ГУ МВД в Киеве Александр Зарубицкий, — которые либо называют себя скинхедами, либо с интересом и сочувствием относятся к этой форме проявления молодежного… я бы не сказал экстремизма, скорее, своеобразия».
На киевском Майдане Незалежности и в подземном переходе, в народе именуемом «трубой», можно встретить представителей самых разнообразных неформальных объединений: хиппи, панки, рэпперы… По словам представителей милиции, скинхеды доставляют им не больше и не меньше хлопот, нежели все прочие неформалы. Практической разницы между хиппи с «пасификом» на груди и скинхедом с нацистской свастикой на рукаве, уверяют милиционеры, нет — в молодежных потасовках и мелком хулиганстве с одинаковой частотой проявляют себя и те, и другие. Да и мотивы для отращивания длинных волос или стрижки «под ноль» сходны: подростковый негативизм, отсутствие понимания со стороны близких, зыбкая неопределенность жизненных планов…
«Это ребята из самых разных слоев общества: от сирот до учащихся престижных учебных заведений, — говорит о скинхедах начальник отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних ГУ МВД в Киеве Юрий Ярославский. — Возрастная категория — в основном 18—19 лет, но есть как несовершеннолетние, так и парни по 20—25 лет. Собираются при проведении массовых мероприятий — например, футбольных матчей, — чтобы можно было проявить себя, покричать… Чаще всего это дань моде. Парень одевается в такие одежды, чтобы показать, что он принадлежит к якобы привилегированной — среди подростков и молодежи — части общества».
Что ж, романтику военизированного «прикида», нацистских приветствий и свастик, отрицательное обаяние которых идет еще со времен «Семнадцати мгновений весны», понять можно. К сожалению, понятно и то, что в наше время ниспровержения идеалов нереально взывать к героике Великой Отечественной и говорить об уважении к ветеранам: недавние святыни катастрофически превращаются в пустой звук, особенно в глазах молодых. Молодежные пристрастия принимают формы, неприемлемые для людей старшего поколения, — но в следовании моде еще нет преступления, какой бы эта мода ни была. Тем более что скинхеды и не отождествляют себя напрямую с нацистами; вообще, идеологических ветвей в их движении довольно много.
Так может быть, нет ничего страшного в том, что некоторые современные украинские мальчишки играют «в войнушки» не на той стороне, на какой играли их родители? Если, как следует из утверждений служителей порядка, все их экстремистские заявления и лозунги — не больше чем просто игра.
Старожил «трубы» музыкант по имени Борис — бритоголовый и явно симпатизирующий скинхедам, хотя не причисляющий себя к ним, — припоминает, что эти ребята впервые появились в Киеве где-то в 1995—96 годах. Он утверждает, что скины отнюдь не ограничиваются декларациями и действительно при любой возможности бьют и обижают «цветных». Однако все это, по-видимому, либо проходит мимо внимания работников правоохранительных органов, либо не настолько масштабно, чтобы всерьез их обеспокоить.
«На сегодняшний день никакой проблемы для Киева скинхеды не представляют, — говорит А. Зарубицкий. — У нас нет официально зарегистрированных случаев, когда они нарушают общественный порядок, выступают в качестве возмутителей общественного спокойствия. Если эта молодежь, которая, принимая соответствующий облик, называет себя скинхедами, дальше декларирования своих устоев не пойдет, так ради Бога, милиции просто не во что вмешиваться!»
Бей синагогу!
События, произошедшие субботним вечером 13 апреля у стен Центральной киевской синагоги, с самого начала получили противоречивые трактовки. Представители правоохранительных органов категорически заявили, что действия группы футбольных фанатов, разбивших окна синагоги и избивших ректора Всеукраинской духовной академии раввина Цви Каплана, были злостным хулиганством без всякой идеологической подоплеки. Однако главный раввин синагоги Моше Реувен Асман в интервью «Интерфаксу» высказал иную точку зрения: нападавшие, которых было около 50-ти, не просто проходили мимо, а целенаправленно пришли громить храм, выкрикивая «Бей жидов и синагогу!» На еврейских интернет-сайтах инцидент обсуждался как «погром киевской синагоги бритоголовыми».
— Так что там все-таки было у синагоги, вы знаете? — интересуюсь у скинхедов.
Скины переглядываются и многозначительно похохатывают:
— Конечно, знаем!
— Это все знают.
— На самом деле там наших вообще было мало. Большинство футбольных фанатов было. Наши с ними после футбола шли, вот и решили зайти в синагогу по дороге (общий смех). Я сам там не был. Ко мне наутро зашла милиция домой, участковый, сразу заломали в отделение, там разберемся, как и что. Хорошо, что мать приехала, сказала, что я был на даче. А я действительно был на даче тогда…
«Они ведь громили не только синагогу, — комментирует А. Зарубицкий. — Они побили несколько киосков, витрин, вели себя разнузданно на всем пути следования. Те подростки, которые были задержаны и предстанут перед судом за хулиганские действия возле синагоги, — не скинхеды. Это обычные разогревшиеся выпитым футбольные фанаты. Я говорил с подростком, который ударил раввина: «Что ты имеешь против евреев? — Честно говоря, ничего. — Ты вообще понимаешь, что тебя обвиняют в антисемитизме? — Если честно, я даже не знаю, что это такое». Это был порыв, когда в составе хулиганствующей толпы перестаешь себя контролировать.
Пока что зачинщик, который подтолкнул подростков к этим действиям, находится не в Киеве; мы надеемся, что через какое-то время он будет задержан и предстанет перед судом. Ему где-то 25—27 лет. Есть информация, что он считает себя скинхедом. Но надо провести соответствующие следственные действия, допросить его. Он может утверждать, что это его убеждения, жизненная позиция, на что ему будет сказано, что свою жизненную позицию он может исповедовать, не ущемляя интересов других людей. Но если доходит до разбитых стекол и побитых людей, то жизненная позиция — это одно, а уголовный кодекс — другое».
Начальник ЦОС киевского ГУ МВД не исключает, что зачинщику событий у синагоги — в случае, если будет доказано, что в его действиях были идеологические мотивы, — может быть предъявлено обвинение по статье 161 Уголовного кодекса, в которой говорится о нарушении равноправия граждан других национальностей, их религиозных убеждений и т. д. Но ни следствие, ни суд не будут исходить из того, является ли он скинхедом или нет. Прочие же участники инцидента однозначно подпадают под статью 296 о злостном хулиганстве.
Насколько отчетлив «скин-след» в деле о синагоге, говорить пока рано. Однако скинхеды в Украине и раньше порой достаточно активно напоминали о своем существовании. К 29 июня прошлого года бритоголовые из Ялты, Харькова, Мелитополя и Санкт-Петербурга съезжались в Севастополь, чтобы отметить День Военно-морского флота РФ, когда в городе находились президенты Украины и России, «акцией с избиением лиц неславянской национальности, погромами, повреждением имущества». Правоохранительные органы среагировали превентивно: 54 члена группировки в возрасте от 16 до 30 лет были задержаны, у них изъяли неонацистскую символику и экстремистские листовки. Только против одного из скинхедов было возбуждено уголовное дело — по факту незаконного хранения взрывчатых веществ. Остальных отпустили, предупредив о возможной ответственности.
«Я далек от мысли, чтобы идеализировать обстановку, — говорит А. Зарубицкий. — Мы изучаем все процессы в обществе, в том числе в молодежной среде, все, что связано с деятельностью неформальных объединений, даже военизированных. И если произойдут изменения, когда количество переходит в качество, без нашего внимания это не останется. Если будут наблюдаться проявления экстремизма, пойдут разбитые витрины, начнут бить людей других национальностей, то мы в стороне не останемся. Но хватать человека только за то, что он когда-нибудь придет к мысли о том, что надо вести себя более активно, чем он ведет, нельзя».
20 апреля, день рождения Гитлера, в Украине, по словам милиционеров, прошел спокойно. Никаких погромов, избиений иностранцев и даже просто всплеска хулиганства. Впрочем, как выяснилось из разговора с юными скинами, правоохранительные органы не дремали.
— Вы тут отмечали 20 апреля?
— Я в милиции отмечал.
— Я тоже.
— На каждом метро сидели посты и смотрели, чтобы скинхеды не проезжали через метро на Майдан.
— А за что вас задерживали?
— Меня забрали вообще элементарно. Мы сидели с компанией, из скинов буквально никого. Приехали: так, всех в бобик, а там разберемся.
— Как будто типа того мы пили водку. А на самом деле мы просто сидели!
— И так буквально каждый день! Меня вон на Петровке забрали, содрали нашивку. «Ты скинхед, да?» Сейчас вообще, знакомый мне рассказывал, в милиции висит чисто как одеты скинхеды, чтоб вылавливали. Забирают ни за что!
— Потому что не понимают людей. Мы за Украину!
С нами тот, кто все за нас решит?
И сами скинхеды, и работники органов правопорядка сходятся в одном: движение бритоголовых в Украине стихийно и разрозненно, никакой более-менее структурированной организации нет. Агрессию и энергию этих расистски настроенных ребят ничего не стоит направить в определенное русло — но, по-видимому, это пока никому не нужно.
— У нас очень вяло все продвигается. Нас мало. Трудно сейчас народ организовывать. Если приходит молодежь, то для того, чтобы нажраться, кого-то побить, арабов там, китайцев, и все.
— И никакой идеи. Модное движение и все. Мол, я хочу вступить. А идеи у него никакой.
— А с русскими скинами вы как-то тусуетесь?
Дружный, но невеселый смех.
— У нас с ними война чуть-чуть.
По словам Юрия Ярославского, московские скинхеды не уважают наших, считая их «низшей кастой». А перманентное выяснение отношений при встрече уходит корнями в давнее противостояние фанатов «Спартака» и киевского «Динамо». Если в России скинхедов считают своим резервом довольно серьезные представители ультраправых сил — а отсюда и финансирование, и поставленная на широкую ногу пропаганда экстремистских идей среди молодежи, — то до украинских скинов «руке Москвы» просто нет никакого дела. Во всяком случае, сегодня.
Не считают скинхедов своими и представители украинских ультраправых — УНА-УНСО, «Тризуба» и т.п. Тут, похоже, присутствуют серьезные идейные расхождения. Начиная с элементарного: при всех декларациях скинов о любви к Украине большая часть этих ребят общается на русском языке, что вряд ли может быть приемлемо для «настоящих» националистов. Даже рефрен хита музыкальной группы бритоголовых Украины «Сокира Перуна» звучит так: «Слава скинхедам Великой Руси!»… Комментарии излишни.
— Так что же вы собираетесь делать, чтобы реально достичь своих целей?
— Вам показать? Показать, что мы есть?!
Один из скинхедов делает шаг в направлении группы китайцев, выходящих из «МакДональдса». Вряд ли эти солидные мужчины в дорогих костюмах занимают чье-то место на базаре, но для показательного выступления сойдет любой человек с небелой кожей.
— Да нет, не надо показывать, — одергивает его другой. — Просто будем рваться в политику, пробиваться.
— Как вы себе это представляете?
— Молча. Обычно.
— А как Ле Пэн в политику пробился?
— Просто главное, чтоб народ поддерживал, а нас пока народ не поддерживает.
— А почему, как вы считаете?
— Мол, плохие люди мы, неонацисты.
— А вы не считаете себя неонацистами?
— Ми за нашу рідну державу!
… Так или иначе, они в Украине есть. Просто есть. Точно так же, как в начале 90-х «просто были» в той же России. Как в Германии 20-х «просто были» первые наци, еще без приставки «нео-». Уже само их существование — один из компонентов диагноза общества. И по дальнейшей судьбе этого компонента можно будет проследить за ходом болезни — или выздоровления.